1. Ценовая сегментация.
На китайском рынке мобильных телефонов самым привлекательным товаром для потребителей остается продукция в ценовом сегменте до 2000 юаней, спрос на нее составляет 70,2%. Среди них телефоны стоимостью от 1000 до 2000 юаней пользуются наибольшей популярностью – на 1,4% выше по сравнению с устройствами с ценой менее 1000 юаней. Спрос на телефоны ценой 2000-3000 юаней составляет 20%, телефоны стоимостью выше 3000 юаней оказались самыми непопулярными среди потребителей китайского рынка – всего 5,1%.
Диаграмма 12. Структура спроса на китайские мобильные телефоны в зависимости от цены (2013 г.)
Источник: Центр потребительских исследований ZDC
Из квартального обзора можно увидеть, что тенденция повышения интереса покупателей неоднородна, спрос на продукцию стоимостью 1000-2000 юаней постоянно меняется, показатель спроса в последнем квартале достиг 36,1%, что на 1,8% меньше, чем в первом. Спрос на телефоны стоимостью ниже 1000 юаней стабильно растет, в последнем квартале он составил 35,5%, что на 1,7% выше, чем в первом.
Спрос на мобильные устройства стоимостью 3000-4000 юаней постоянно колеблется, в последний квартал года из-за увеличения интереса к таким эксклюзивным маркам, как OPPO, Gionee, Huawei Honor, уровень продаж увеличился на 6,5 процентных пункта по сравнению с третьим кварталом.
Диаграмма 13. Поквартальный график изменения структуры спроса на китайские мобильные телефоны в зависимости от цены (2013 г.)
Источник: Центр потребительских исследований ZDC
2. Средняя рыночная цена.
Средняя рыночная цена мобильных телефонов в Китае колеблется в диапазоне от 1300 до 1500 юаней.
Обзор за 2013 год показывает, что в первой половине года средняя цена на мобильные телефоны на рынке КНР снизилась на 6,5% и составила 96 юаней (с 1467 до 1371 юаня), в июле под влиянием рыночных тенденций вновь увеличилась до 1464 юаней, но затем опять уменьшилась, в декабре средняя цена составила 1382 юаня, разница с высшей точкой в феврале — 89 юаней. В целом амплитуда колебания цен незначительна, значение наибольшей амплитуды составило 101 юань.
Диаграмма 14. Помесячный график изменения средней рыночной цены на рынке мобильных телефонов КНР (2013 г.)
Источник: Центр потребительских исследований ZDC
За последние 3 года средняя цена на рынке мобильных телефонов постоянно повышалась, что напрямую связано с активным внедрением на рынок дорогостоящих смартфонов на платформе Android. Так, средняя цена на мобильный телефон за 2013 год увеличилась на 368 юаней – на 34,9%. Отсюда следует, что из-за активного внедрения смартфонов во внутрекитайский рынок, по прогнозам ZDC, средняя цена на мобильные телефоны будет расти и далее.
Диаграмма 15: График изменения средней рыночной цены на рынке мобильных телефонов КНР (2010-2013 гг.).
Источник: Центр потребительских исследований ZDC
3. Ценовая структура продукции лидирующих производителей китайских мобильных телефонов.
OPPO, Vivo, Meizu – три самые дорогие марки на рынке китайских мобильных телефонов, средняя цена на эти устройства превышает 2000 юаней. Лидером среди них стала OPPO, средняя стоимость продукции этой фирмы составляет 2490 юаней. Средняя стоимость мобильных телефонов марок Huawei, Xiaomi, Gionee находится в ценовом диапазоне 1000-2000 юаней, среди них самым дорогим является телефон марки Xiaomi – 1794 юаня. Средняя цена мобильных устройств Lenovo, CoolPad, ZTE, K-Touch ниже 1000 юаней, среди них самая низкая средняя цена – у марки K-Touch (примерно 644 юаня). Различия в цене смартфонов связаны с различиями их функциональных возможностей.
Диаграмма 16. Сопоставление цен на продукцию лидирующих производителей на рынке мобильных телефонов КНР (2013 г.)
Источник: Центр потребительских исследований ZDC
По результатам обзора рынка мобильных телефонов в КНР Исследовательский центр ZDC делает следующий вывод: китайские производители мобильных телефонов переживают период бурного развития, сопровождаемого ожесточенной конкуренцией. Упомянутые в исследовании китайские марки мобильных телефонов вышли на новый, более высокий уровень развития, успешно использовали приемы брендинга для повышения имиджа своих компаний, увеличили объем прибыли. Одновременно с этим многие производители вступили в ценовую борьбу, понижая цены смартфонов. Специалисты центра ZDC уверены – какой бы стратегии ни придерживались компании, для выжива