Идея о единстве человека и природы, которая проходит через всю традиционную культуру, позволила Китаю выработать ряд систем, отличных от западной науки и культуры. Она характеризуется способностью к целостному подходу, к диалектическим рассуждениям и интегральному видению мира. Яркой иллюстрацией этого является медицина.
Согласно китайской медицине, в теле человека объединена гармония двух полюсов — инь и янь. Равновесие между ними означает здоровье. Нарушение этого равновесия, то есть преобладание инь над ян или наоборот, ведет к болезни. Человеческое тело мало по сравнению со Вселенной, однако китайская медицина обнаружила, что различные его части связаны между собой главными и вспомогательными каналами и точками акупунктуры.
Она также открыла диалектические связи между инь, ян и Пятью элементами и выдвинула теорию, объясняющую, что па что оказывает влияние. Восток, Запад. Юг, Север, Центр; Рассвет, Полдень, Послеполуденное время, Вечер, Закат; Металл, Дерево, Вода, Огонь, Земля; Ми, Соль, До, Ре, Ля — все они связаны с симптомами заболевания и эмоциональной неустойчивостью человеческого тела. Со всем этим связан вкус лекарства (кислый, горячий, горький, сладкий и соленый).
Различные части человеческого тела связаны также с кожей, волосами и внутренними органами (например, печень — с глазами, сердце — с языком, легкие — с толстой кишкой, а желудок — с кожей и волосами). Таким образом, в китайской медицине подход к болезням не предполагает лечить голову, если болит голова, или же лечить ногу, когда она болит. Вместо этого для получения комплексной картины используется четыре метода диагностики: исследуют выражение лица, мимику, состояние кожи, языка и т. д.; пациента прослушивают и буквально обнюхивают; расспрашивают; исследуют пульс и пальпируют.
Помимо изучения пульса пациента, цвета его лица, запаха его тела, расспросов об истории болезни, о симптомах, питании, распорядке жизни и колебаниях настроения, врач, чтобы определить причину заболевания, должен принять во внимание возраст пациента, его привычки, местожительство и время года. Выписывая рецепт, врач опять-таки учитывает время приема лекарства, время года, местожительство, телосложение пациента и делит лекарства па «главные» и «вспомогательные».
Если кто-то страдает кашлем вследствие трахеита, китайская медицина использует лекарства, увлажняющие и очищающие желудок, чтобы восстановить равновесие в легких: при этом непременно в качестве лекарства будет прописан лакричный корень. Если у кого-то покраснели и опухли глаза, будут прописаны лекарства. успокаивающие печень. Такой диалектический способ лечения и комплексный подход к телу больного иллюстрирует принцип гармонии между человеком и природой, свойственный китайской культуре. Теория акупунктуры и теория главных и вспомогательных каналов (рассматриваемых как система проходов, по которым течет жизненная энергия; вдоль них расположены точки иглоукалывания) являются продуктами этой системы мышления. Китайская медицина в состоянии обеспечить вечную жизнь и процветание китайского народа.
И эти уникальные достижения привлекают к ней все больше внимания. Существуют отдельные направления, например тибетская, монгольская и корейская медицина, перекрывающие друг друга и образующие единую и стройную систему китайской медицины, которая станет одним из величайших сокровищ в истории медицины. Возникает тенденция сочетать методы традиционной китайской и западной медицины. Это позволяет уделять большее внимание западной медицине и современной науке и направляет традиционную китайскую медицину по научному пути.
Идеи комплексного мышления, универсальных связей и взаимного дополнения, свойственные китайской культуре, все больше привлекают внимание ученых мира. Развитие пауки приводит к тому, что ряд пограничных, или междисциплинарных, наук превращается в новые научные категории. Теория хаоса подтвердила правоту древнекитайских воззрении. Знак, изображающий взаимосвязанных рыб, инь и ян, является олицетворением антитезиса, дополнения и бесконечного развития мира.
В 1937 году датский физик Нильс Бор, создатель современной квантовой теории и квантовой механики, посетив Китай, был восхищен китайской теорией двух полюсов и отметил, что с методологической точки зрения Лао-цзы предвосхитил атомную теорию. Бор почувствовал, что древний разум китайского парода и современная западная наука глубоко между собой. Символ инь и ян он сделал своей семейной эмблемой и всю жизнь не уставал восхищаться китайской культурой.